| ||||
4 апреля знаменитому кинорежиссеру Андрею Тарковскому исполнился бы 81 год. В связи с этой датой по традиции в зале «Классика» 4 и 5 апреля прошли дни памяти Андрея Тарковского.
В первый день открылась выставка «Андрей Тарковский: художник и время», а также состоялась презентация книги С. Загребина «Этика Тарковского».
Большую часть выставки составляют авторские рисунки из дневников режиссера, которые он вел на протяжении 16 лет (1970 – 1986 г.). Это и бытовые зарисовки, и рисунки, отражающие внутреннее состояние мастера в различные периоды его жизни. Всего представлено 38 работ. Особый интерес вызывают такие работы, как «У реки», «Дом деда» (1947 г.), «Поле» (1948 г.), написанные маслом во время обучения юного Тарковского в Художественной школе им. 1905 г. Выставка – это новый взгляд на мировоззрение Тарковского, его художественное восприятие мира.
Перед началом творческой встречи с С.С. Загребиным в зале «Классика» был показан фильм по итогам юбилейного (2012) года Тарковского, который напомнил о главных мероприятиях, посвященных 80-летию режиссера: XXI Международный фестиваль «Золотой Витязь» (г. Омск), фестиваль «Русское зарубежье» в Москве, семинар по творчеству Тарковского в Шри-Ланке.
Сергей Сергеевич Загребин – историк и культуролог, доктор исторических наук, профессор, член Союза театральных деятелей РФ, заслуженный работник культуры РФ, профессор Челябинского института развития профессионального образования, автор многих научных, научнопопулярных работ.
«Мой Тарковский» – так назвал свой разговор с гостями «Классики» Сергей Сергеевич, в котором он поделился суждениями о творчестве режиссера. У исследователей наследия Тарковского нет единых взглядов и оценок. И полярность суждений по поводу мировоззрения и творчества Андрея Арсеньевича, по мнению Сергея Загребина, подчеркивает многогранность феномена Тарковского. Разговор коснулся многих вопросов: темы нравственного самопознания, символов, своеобразия языка его картин, способа общения со зрителем.
Те же аспекты исследуются в книге С.С. Загребина «Этика Тарковского», презентация которой состоялась на творческой встрече. Художественное наследие мастера рассматривается как опыт нравственного самопознания, побуждающего зрителя к эмоциональному и интеллектуальному диалогу с режиссером.
Если первый из дней памяти Тарковского носил научный, искусствоведческий характер, то второй день представил зрителям режиссера как человека и мастера кино.
5 апреля состоялась творческая встреча с членом Союза кинематографистов РФ, художником по костюмам киностудии «Мосфильм», заслуженным работником культуры РФ Н.Е. Фоминой. Также открылась выставка «Мир художника», на которой были представлены копии с эскизов костюмов к фильмам А. Тарковского «Солярис», «Зеркало», «Сталкер» и уникальные фотографии из личного архива автора.
Именно с показа этих фотографий на экране начался творческий вечер Нэлли Фоминой. На них запечатлены участники съемочных групп во время работы над фильмами и, конечно, сам Андрей Арсеньевич. Его не увидишь важно восседающим и руководящим съемочным процессом. Он всегда сам во всем участвовал: натягивал тент вместе с рабочими или укладывал дерн, необходимый для будущей сцены, но чаще он запечатлен рядом с операторской камерой, выстраивающим кадр.
Нэлли Фомина познакомилась с режиссером в 1969 г. и была приглашена позднее на съемки фильма «Солярис», когда Тарковский расстался с художником по костюмам, с которым начал делать картину. Поскольку сам Андрей Арсеньевич имел специальное образование (хотя после окончания художественной школы никогда не возвращался к живописи), он отлично понимал и разбирался во всем, что связано с художественным материалом, и предъявлял высокие требования к художникам, с которыми работал. С участием Н. Фоминой создавались «Солярис» (1972 г.), «Зеркало» (1974 г.) и «Сталкер» (1979 г.) – последние фильмы, снятые Тарковским в Советском Союзе.
Нэлли Фомина, работавшая с такими режиссерами, как Г. Полока, Н. Михалков, Р. Балаян, С. Бондарчук, с большой теплотой вспоминает о сотрудничестве с А. Тарковским, дружбе с его женой Ларисой Павловной, которая всегда была верным соратником режиссера и которая сейчас, по мнению Нэлли Ефимовны, незаслуженно забыта.
По аудиоматериалам, которые предоставила Н. Фомина, был снят документальный фильм «Диалоги с Тарковским» (режиссер Е. Борзов). В основе – интервью А. Тарковского французским журналистам. На фоне фрагментов из кинокартин Тарковского звучал голос самого режиссера, перекрываемый французской речью, его рассуждения о своих произведениях, взглядах на кинематограф, непростых отношениях с критикой и зрителем. Этим фильмом завершилась творческая встреча с художником Н. Фоминой.
А. Турканова |